TY - JOUR TI - Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - дополнительное образование KW - внешкольное образование KW - академическая успеваемость KW - уверенность в своих силах KW - самооценка KW - согласованное воспитание AB - Александров Даниил Александрович - кандидат биологических наук, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16. E-mail: alexandrov@hse.ruТенишева Ксения Алексеевна - младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 190008, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55, корп. 2. E-mail: tenishewa.soc@gmail.comСавельева Светлана Сергеевна - заместитель заведующего научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 190008, Санкт-Петербург, ул. Седова 55 корп. 2. E-mail: ssavelieva@hse.ru Анализируется связь вовлеченности школьников во внеклассное образование с их успеваемостью и оценкой собственных способностей к математике, гуманитарным предметам и спорту. Исследование основано на результатах анкетирования более 5 тыс. учащихся 9‑х классов школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Пскова. С помощью методов дескриптивной статистики и регрессионного анализа было установлено, что участие в любых кружках положительно связано с академической успеваемостью и наиболее сильно связаны со школьными успехами занятия иностранными языками. Не обнаружено гендерных различий в связи внеклассной активности со школьными успехами и самооценкой, даже занятия спортом одинаковым образом влияют на самооценку у мальчиков и девочек. Неструктурированные занятия любой внеклассной деятельностью также положительно связаны с успеваемостью школьников, хотя и слабее, чем  структурированные. Сила связи между внеклассной деятельностью и успехами в учебе зависит от размера города, в котором живут учащиеся: в средних и малых городах она больше, чем в мегаполисе. Наиболее полезным с точки зрения академической успеваемости является одновременное посещение двух или трех кружков разной направленности, совмещаемое с неструктурированной внеклассной деятельностью. Занятия в кружках также дают школьникам уверенность в своих силах в соответствующих предметных областях. AU - Д. А. Александров AU - К. А. Тенишева AU - С. С. Савельева UR - https://archive_vo.hse.ru/2017--4/213244292.html PY - 2017 SP - 217-241 VL -